Что такое коучинг

Коучинг в России

Я уже 30 лет занимаюсь тем, что сейчас называют «коучинг», хотя не имею «сертификата коуча» – в те годы были «психологи-практики», «тренеры личностного роста». В конце 80-х даже «бизнес-тренеров» не было. Но это меня не тяготит, настоящие мои оценщики – мои клиенты. Хотя недавно, на выставке Training Expo 2009 мою тренерскую и коучинговую практику отметили – вручили памятную грамоту за «развитие тренингов в России».

Думаю, мне есть что сказать о коучинге.

О моем пути коуча вы можете прочесть в разделе «Автор».

Главное, что я хочу сообщить здесь, в этой статье, – хорошего бизнес-коучинга в России очень мало, хорошего лайф-коучинга значительно больше. И, конечно, есть большая группа людей с высшим, как правило, психологическим образованием (но не только), которая прошла реже вторую, чаще первую ступень обучения коучингу у нас в России и предлагает свои услуги в надежде и заработать, и повысить свою квалификацию, практикуя на «наивных/случайных клиентах».

Что такое коучинг? Кто такой коуч?

Наиболее точный прямой перевод «коуч» – это «наставник», «коучинг» – «наставничество, тренировка». Но и наставничество бывает разным по форме: от мягкого, «понимающего» через  твердое, жесткое до безапелляционного, жестокого, грубого.

Понятно, что грубое воспитание может давать свой положительный эффект. Об этом говорит опыт многих уже взрослых и даже пожилых людей. Бенждамин Спок, известный американский детский врач и психолог, написавший книги по детскому воспитанию, на которых выросло не одно поколение американцев, был сторонником именно твердых методов воспитания.

Но уже в начале ХХ-го столетия психиатр, а впоследствии психотерапевт Зигмунд Фрейд, изучая жизненные истории своих пациентов,  показал, что часто источником неудач в жизни человека являлось жестокое, невнимательное к интересам и возможностям детей воспитание.

Позже, в 50-60-е годы вслед за увлечением сначала йогой, а затем и восточной философией в европейской культуре – в воспитании, в обучении, консультировании, психотерапии – распространился подход к развитию человека, основанный на «актуализации» человеческих возможностей. Выражается это примерно так: все люди талантливы от рождения, и если не давить их потребности, инициативу, творчество, то человек вырастет талантливым и добьется успеха.

В реальности оказалось не совсем так. Если человека не воспитывать, а в определенные моменты и не «давить», то он зачастую вырастает капризным, самолюбивым, избалованным, а с другой стороны – не способным к сопротивлению, терпению, гибкости, т.е. к тому без чего успеха не достичь.

Но как найти эту «золотую середину»? Поскольку человек – очень сложное существо, то и задать некий алгоритм с самого начала воспитания невозможно. Да и оказывать правильное воспитывающее воздействие могут не все, а только самые мудрые, опытные, зрелые люди. Поэтому эффективный коуч, на мой взгляд, это:

1.    Человек, обладающий настолько глубоким опытом в своей сфере деятельности, что способен дать «правильный» совет.
2.    Чаще всего совет дается не в директивной форме, а в форме наводящего вопроса, что сравнительно легко принимается, не отторгается клиентом.
3.    Совет, предложение настолько эффективно, что уже через некоторое время, а иногда и сразу виден его эффект.

Впрочем, некоторые коучи считают, что коучинг – это только умение подвести человека к самостоятельным выводам, коуч не должен давать совета. Я не могу с этим согласиться, т.к. при работе с бизнесменами по их деловым проблемам именно дельный совет часто дает возможность быстро перейти к решению задачи (и прибавляет авторитета коучу).

Как развивается коучинг в России

В начале 90-х стараниями новосибирцев Инессы Ребейко, Александра Арсеньева, Алексея Ситникова в Россию пришло НЛП – нейролингвистическое программирование. Оказавшись новым шагом в обучении человека коммуникативным и другим социальным навыкам, НЛП серьезно потеснило практическое психологическое консультирование и личностные тренинги, доминирующие тогда на рынке личного преобразования и достижения успеха.

Через 10 лет, к началу 2000-х, фирмы и свободные тренеры НЛП появились во многих городах России. Продавать эту услугу стало сложно. Многочисленной армии «тренеров» нужен был новый продукт, новый хотя бы по названию. Обычный закон маркетинга – если продукт продается плохо, то поменяйте название и упаковку. Это и случилось. С одной стороны, на «поляну» психологического консультирования, тренингов социально-психологических умений пришел с Запада относительно новый продукт – «коучинг». С другой стороны, под этим названием стали продвигать традиционные (и неплохие) методы личностного роста, а также бизнес-консультирования.

Оглядывая рынок консалтинговых услуг, я вижу звезд личностного и бизнес-консалтинга, которые работают уже 20-25 лет. Как правило, их не называют «коучами», но их имена и телефоны передаются от одного клиента к другому как имена людей, могущих оказать реальную помощь бизнесу и личности.

Каково будущее коучинга?

Слово «коучинг» сейчас вытесняет словосочетание «личное консультирование», включающее многие методы и течения, но это не так важно. Будущее коучинга – такое же, как и других видов консультирования, развития, обучения. Медленный рыночный рост, самообучение коучей, проведение конференций, открытие представительств западных ассоциаций коучей, распространение западных и российских «дипломов».

Рынок в начале 2000-х не сильно отреагировал на появление коучинга. Рынку был нужен не конкретно «коучинг», а качественные консалтинговые услуги, как бы они не назывались. Известными коучами станут люди с отличными задатками, которые сделают серьезные вложения в собственное образование и практику. И тогда лет через 7-10, скорее через 10-15 их заработкам будут завидовать новички консалтинга.

Какой коучинг бывает?

Сегодня в России можно выделить три основных направления коучинга6 лайф-коучинг, карьерный коучинг, бизнес коучинг.

Основа коучинга — выражение клиентом своих интересов, целей и стремлений. Личный коучинг является обучающим процессом. Коуч при помощи наводящих вопросов, отзеркаливания, мягкого побуждения и диалога помогает клиенту распознать его цели в личной жизни, бизнесе и взаимоотношениях, разработать планы и стратегии, ведущие к их достижению. Контролируя продвижение клиента в реализации планов, коуч способствует осознанию ответственности перед собой. В ходе совместной работы планы «подгоняются» так, чтобы максимально соответствовать и нуждам клиента, и условиям его социального окружения. Коуч становится и побудителем и человеком-зеркалом, отражая и беспристрастно (по возможности) анализируя действия клиента.

Клиент сам отвечает за свой успех, и тем, кто начинает коучинг это нравится все больше и больше, по мере продвижения к своей цели.  коуч не обещает и не может обещать, что клиент сможет совершить определенное действие или достичь определенного результата. Но именно благодаря коучингу многие люди достигают успеха или просто важных изменений в жизни.

Лайф-коучинг — термин, означающий достижение баланса в жизни и карьере.

Интересным новым направление является карьерный коучинг, коучинг развития карьеры – анализ препятствий в построении карьеры, развитие компетенций необходимых для профессионального и должностного роста; анализ «стоимости» специалиста, выбор отрасли и места работы –  то, чем я занимаюсь с 2007 года.

Самый сложный для самого коуча вид коучинга – бизнес-коучинг . Его не надо путать с лайф-коучингом бизнесменов – решением личных/семейных проблем бизнесмена.

Бизнес-коучинг, это:

1. Помощь собственнику в развитие его компании, увеличение дохода. Он требует от коуча не только умения развивать подопечного, но экспертного знания в области операционного и стратегического менеджмента, маркетинга, продаж, управления людьми.

2. Развитие менеджера как профессионального управленца, помощь в овладении управленческим видением и компетенциями, от которых зависят повышение в должности и рост заработной платы.

Бизнес-коучинг, на мой взгляд, самый востребованный, но и самый сложный вид коучинга, т.к. нужно, чтобы коуч  сочетал коучинговые сессии с наставничеством, практическим обучением, развитием карьеры и социальных связей подопечного.

Как отделить хорошего коуча от мало профессионального?

Сложно. Главные критерии – его опыт, учителя, у которых он учился, и рекомендации.

существует схема роста специалиста от новичка до профессионала высокого уровня. Эта схема применима к росту мастерства коуча. которым является коуч.

Срок после окончания ВУЗа Результат развития специалиста
0-0,5 года Адаптация в организации
0,5-1,5 года Адаптация в специальности
1,5-3 года Рост профессиональных навыков и умений
3-7 лет Пополнение профессионального мастерства
Более 7 лет Специалист может стать «звездой»(при условии, что были соответствующие способности, упорный труд и наставники – «звезды»)

Важный параметр при выборе коуча – доверие к нему как специалисту, которое появляется при прочтении сайта коуча,  различных откликов, рекомендаций.  Другой важнейший параметр – количество сессий, необходимых для выяснения и решения задач клиента.Слабый коуч может предложить совместную работу в течение нескольких лет. Сильный достигает результатов не больше, чем за год. Обычно, результат достигается за 2 – 3 месяца. Иногда хватает одной сессии.

Стоимость различных видов коучинга колеблется от 100$ до нескольких тысяч долларов за час. Она зависит от опыта и квалификации коуча. Менее 100$ берут новички (обычно 20-30$) и малоопытные коучи. Хороший коуч берет не менее 200$.

В общем, надо пробовать. Не бывает простым решение важных жизненных задач. С коучем вы решите их значительно быстрее и с меньшими потерями, чем самостоятельно. Сегодня все больше людей, которые добиваются высоких результатов в жизни и бизнесе, прибегая к услугам экспертов в вопросах развития бизнеса, и к коучам для развития личной эффективности.

Подать заявку на коучинг, карьерную консультацию:
  1. обязательное поле
  2. введите реальный адрес электронной почты
  3. Captcha
 

cforms contact form by delicious:days

2 коммент. к “Что такое коучинг”

  1. Николай пишет:

    Согласен, что коучинг-вещь интересная, хотя консультирование, эксперт, советник – мне эти термины ближе. недавно занимаюсь вопросами консультирования построения карьеры, и лайф коучинга. Главные сложности в коммерческой точки зрения – люди не верят или не созрели, что совет может помочь и еще что он стоит денег. С этической точки зрения – люди бояться, что их проблемы или стархи станут известны кому -то. Поэтому хороший коучинг больше востребован в больших мегаполисах. Но весь несомненно нужная и полезная.

  2. Павел Беленко пишет:

    Еще одна (на мой взгляд самая существенная) коммерческая проблема/задача тех, кто пробует профессионально подрабатывать/работать коучем.
    Что бы коучу платили, нужно что бы о нем:
    – узнали
    – стали доверять его профессионализму
    На это нужно потратить не мало средств. Методы “партизанского маркетинга” не дадут результата.

Оставить комментарий

Subscribe without commenting


Get Adobe Flash player
Яндекс.Метрика